Прорыв или провал? Кто порадовался баллам ЕГЭ-2025, а кого они расстроили

Прорыв или провал? Кто порадовался баллам ЕГЭ-2025, а кого они расстроили

Выпускники школ получили первые результаты ЕГЭ, и многих из тех, кто выбирал точные и естественно-научные предметы, они порадовали. А Рособрм?адзор даже назвал итоги этой экзаменационной кампании «прорывом года».

По данным Рособрнадзора, в этом году по профильной математике более 60% участников получили результат выше 60 баллов, по физике — чуть более 50%. Что, по мнению ведомства, свидетельствует об их готовм?ости уверенно продолжить обучение в вузах на инженерных и IT специальностях. А инженерные вузы тем самым получат более подготовленных студентов. Не слишком ли поспешный вывод? 

Уравняли слабых и средних 

Прежде всего, фраза «более 60% получили оценки 60+ баллов» мало о чем говорит. Все, что ниже 70-75 баллов — это, по сути, твердая тройка. Знание физики и математики на «тройку» для будущего инженера нас устраивает? Более интересный вопрос: сколько среди них высокобалльных и стобалльных работ, то есть четверок и пятерок, говоря простым языком? Если в прошлом году был резкий рост высокобалльных работ на «профиле», то в этом году — резкое падение. Даже появились призывы отменить результаты и провести новый экзамен по математике, так как прошедший был непомерно сложным.

Прорыв или провал? Кто порадовался баллам ЕГЭ-2025, а кого они расстроили

«При сравнении вариантов нынешнего и прошлого года математик, далёкий от ЕГЭ, существенной разм?ицы не заметит: задания на те же темы и того же уровня сложности, — говорит ведущий научный сотрудник Карельского научного центра РАН, доктор физико-математических наук, профессор Александр Иванов. — Однако если в 2024 году предложили задачи строго в рамках демоверсии, стандартных прототипов, с опорой на которые репетиторы конкретно натаскивают детей, то в этом году дети получили задачи, для решения которых у них не было готовых рецептов, надо было соображать самим. В этом причина провала. При этом самым слабым дали возможность без проблем набрать 70+, а всем, кто хочет сильно больше, предложили задания, для решения которых одной лишь натасканности мало, надо по-настоящему понимать предмет». 

Эксперт объяснил, что профильный ЕГЭ по математике состоит из двух частей. В первой 12 заданий, там нужен только правильный ответ. Во второй части экзамена семь заданий, здесь требуется представить решение. Среди них есть три попроще, которые вместе с первой частью составляют так называемый «джентльменский набор». И на него как раз массовый репетитор натаскивает массового клиента. «При наличии времени и денег под руководством репетитора выпускник осваивает этот набор без проблем. Наличие математических способностей и системных знаний предмета для этого не требуется. «За полный успех в джентельменском наборе выпускник получит в итоге 82, которые во многих случаях не отражают ничего, кроме натасканности», — уточняет эксперт.

Сигнал — учите физику

По химии, физике и истории картина не менее любопытная. «Высшие результаты по химии почти вдвое выросли, а по истории — втрое упали, — отмечает профессор. — По фим?ике также много высокобалльных работ. И это не потому, что дети или репетиторы стали другими. Другими стали задания. Их составители, следуя „генеральной линии“, поднимают привлекательность востребованных естественно-научных дисциплин, и „опускают“ дисциплины общественные, необходимые для поступления на невостребованные специальности. Школам и детям дают ясный сигнал: хотите высоких баллов ЕГЭ — занимайтесь физикой и химией, а в „общаге“ с историей теперь ловить нечего, времена поменялись».

«У меня тоже складывается ощущм?ние некоторой искусственной дискриминации гуманитариев, — поделилась репетитор по русскому языку и литературе Оксана Ласковская. — До 2022 года мне очень нравилось, как были устроены экзамены по русскому языку и литературе. Понятные задания, хорошо детализированные критерм?и. Это закономерно давало высокие результаты. У меня в 2021 году меньше, чем на 90 баллов, литературу никто не сдал, в 2022 дела стали немножко похуже, но тоже все выше 70. Можно только гадать, что за криминал в этом увидели чиновники: мол, что-то уж слишком хорошо сдают, как-то подозрительно, не может же быть, что дети и учителя хорошо поработали, значит, экзамен легкий. И начали странные реформы. По литературе одна пропущенная запятая, даже в задании, где проверяется совсем другое, вычитает сразу 5-6 баллов. Пропустил две — и у тебя уже меньше 90 баллов (отметим, что по математике, даже не решив одну-две задачи из сложной второй части, можно получить 100 баллов — прим. ред.). 60 баллов по литературе сегодня считается приличным. Это даже психологически трудно принять. Ребята, которые в этом году сдавали профиль по математике, рассказали, что было тяжело, но в русском — еще хуже. Еще есть ощущение, что второй год подряд существует распоряжение с апелляцией отправлять восвояси». 

Приз на выживание для гуманитария

Также преподаватель обращает внимание на то, что у специалистов есть много вопросов по м?ервой части ЕГЭ по русскому, а она вообще не раскрывается и не публикуется после экзамена. Например, есть задание на орфографию в корне слова. Как правильно написать: касатка или косатка, если речь про кита? Огромное количество весьма образованных взрослых не различают, что косатка — это кит, а касатка — ласточка. Или откровенно архаичная лексика в духе — подъячий, фельдъегерь и т. п. Ну разве мы это каждый день встречаем в быту или современном языке? Аргумент составителей заданий: если дети будут не короткие видео смотреть, а книжки читать, то все см?ова им будут известны. Исторических, архаичных слов очень много, если их вписать сплошняком, то экзамена не хватит. «Все подобные вещи проверяют не кругозор и умение грамотно выражать свои мысли, а узкие сферы знания. Получается такой приз на выживание. Для чего это делается? ЧѼ?обы уменьшить число высокобалльников по гуманитарным предметам, или составители заданий просто пребывают в своих эмпиреях?» — задается вопросом эксперт.

Вопрос о том, чтобы разрешить публиковать реальные варианты первой части ЕГЭ по русскому языку, поднимается давно. Чиновники в образовании на это отвечают: некоторые материалы экзамена используются на следующий год тоже, поэтому раскрывать их нельзя. Это можно прочитать и так: мы не хотим придумывать новые задания и не знаем, что делать, если начнут обсуждать возможные неточности и ошибки. Хотя посмотреть и разобрать свои ошибки было бы полезно и самим детям: запомнил и живи дальше грамотным. 

По словам преподавателя, количество сдающих литературу сократилось драматически: «Дети боятся, что просто не сдадут. Многие связывают это с тем, что на высоком уровнм? было сказано: развелось гуманитариев никчемных, а у государства другие задачи. И все меньше ребят выбирает для себя литературу или историю. Но это же так не работает: я хотел быть дизайнером, но раз не могу сдать литературу, то стану программистом. Такой подход не решит проблему дефицита технических кадров».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *